Научно-производственный центр Интелтек Плюс

КОМПЬЮТЕРНЫЕ СИСТЕМЫ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ

 

Авторы: д.т.н., профессор Смирнов Ю.М.,

к.т.н., доцент Андреев А.М.,

к.т.н. Березкин Д.В.,

Друшляков Г.И.

Контактный телефон (095) 177-35-11.

 

Внедрение ЭВМ в практику преподавания русского языка как иностранного (РКИ) представляется в настоящее время одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов. Связано это прежде всего с тем, что в обучении языку исключительно важное значение имеет обратная связь с учащимся, которая из всех существующих технических средств наиболее очевидно осуществляется именно с помощью компьютера, создающего эффект общения на языке.

В настоящее время создано немало разнообразных автоматизированных учебных курсов по русскому языку как неродному и как иностранному. Однако, эти программы по преимуществу либо выполняют сугубо контролирующие функции, либо дают лишь "машинное" представление грамматического материала, изложенного в учебниках. Поэтому, кафедрой русского языка МГТУ им. Н.Э. Баумана совместно с кафедрой ЭВМ, системы, комплексы и сети предпринята попытка создания комплексного программного курса по теме "Глаголы движения", предназначенного для начального этапа обучения. С его помощью планируется проводить занятия на подготовительном отделении, со стажерами, слушателями курсов русского языка различной длительности.

Выбор темы настоящей программы объясняется ее принципиальной значимостью в курсе РКИ в целом, а на начальном этапе в особенности. Здесь мы имеем дело с проявлением известных категорий универсального и специфического: осознанная любым языком необходимость обозначения многообразных видов и способов движения носит в русском языке специфическое языковое выражение. Последнее представляет наибольшую трудность для иностранных учащихся, поскольку русский грамматический строй отличает весьма сложная и разветвленная система глагольных форм, дифференцируемых такими категориями, как "наклонение", "вид", "время", "залог", "спряжение" и др.

В силу этих обстоятельств тематику курса "Глаголы движения" отличает очевидная многоаспектность охватываемого грамматического материала. Рассматриваемый в рамках данной статьи автоматизированный учебный курс (АУК) является фрагментом названного курса и дает представление об образовании и функционировании в русском языке бесприставочных глаголов движения, характеризующих последнее с точки зрения оппозиции однонаправленности / разнонаправленности действия. В соответствии с заявленной обучающе-контролирующей установкой настоящяя программа преследует цель более детальной углубленной проработки соответствующей грамматической темы на всех этапах ее изучения по схеме, показанной на рис. 1.

Адаптивным характером начального этапа обучения продиктована необходимость сопроводительного перевода (в титрах) учебного материала на английский язык (как наиболее распространенный в качестве языка - посредника).

 

 

Рис. 1. Схема процесса обучения на основе АУК.

 

Для создания АУК "Глаголы движения" была использована собственная оригинальная разработка - Автоматизированная обучающая система (АОС), позволяющая создавать компьютерные обучающие курсы в различных предметных областях. Однако, существенная специфика обучения РКИ сказалась как на использовании существующих программных средств АОС, так и привела к необходимости разработать новые аппаратно-программные средства аудио-визуальной поддержки.

 

Рассмотрим более подробно основные методические принципы построения автоматизированного обучающего курса (АУК).

 

В АУК реализованы принципы программированного обучения:

  • четкое структурирование учебного материала;
  • разбиение его на небольшие порции, которые становятся содержанием информационных и вопросных кадров на экране видеотерминала;
  • чередование информационных кадров и контрольных вопросов для активизации процесса обучения;
  • возможность возврата к ранее пройденному материалу;
  • возможность выбора последовательности изучения материала либо самим обучаемым, либо системой в зависимости от правильности ответов на контрольные вопросы;
  • возможность формирования количественной (балльной) оценки уровня усвоения материала;
  • возможность получения статистики процесса обучения (количество правильных и неправильных ответов, временные характеристики обучения и т.п.).

 

В ходе диалога обучаемому выдаются на экран:

  • порции учебной информации для усвоения;
  • контрольные вопросы, которые предполагают ввод и обработку ответов обучаемого;
  • комментарии к различным возможным ответам обучаемого, указания и другая информация, предназначенная для организации диалога.

 

В АУК предусмотрена обработка двух основных видов ответов обучаемого:

 

  • простейшего -- путем выбора одного правильного ответа из предлагаемого перечня ответов (выбор ответа по меню);
  • более совершенного, конструируемого ответа, который сравнивается с заранее заготовленными авторами АУК образцами.

 

Сравнение с образцом не обязательно требует полного совпадения ответа и образца; имеются возможности выявления частичного совпадения и совпадения с одним из целого набора образцов. Это значительно расширяет возможности системы в части обработки ответов обучаемого и делает АУК в целом более "интеллектуальным".

 

Процесс разработки и использования АУК подразделяется на три основных этапа, выполняемых непосредственно на ЭВМ:

 

  1. создание исходных файлов сегментов АУК;
  2. регистрация и загрузка сегментов курса;
  3. исполнение курса.

 

Каждыый из перечисленных этапов обеспечивается соответствующими программными средствами.

 

 

I. Этап разработки. Создание исходного файла АУК.

Исходный файл сегмента АУК содержит текст сегмента курса на языке описания курсов (ЯОК). Он представляет собой обычный текстовый файл с последовательной организацией в файловой системе MS DOS, а поэтому все операции, такие как создание, корректировка, копирование, вывод на печать и т.п., выполняются с помощью стандартных обслуживающих программ операционной системы MS DOS (команд COPY, TYPE, PRINT, текстовых редакторов EDLIN и др.).

 

II. Этап разработки. Регистрация и загрузка сегментов.

Для исполнения с помощью программы интерпретатора автоматизированный учебный курс должен быть посегментно загружен в файл курса - файл прямого доступа специальной структуры. В файле курса, кроме текста сегмента, содержатся регистрационная и управляющая информация, такая как имя и пароль автора, количество обучаемых и др.

Операции по регистрации и загрузке сегментов курса выполняются автором с помощью специальной программы. Программа работает в диалоговом режиме по принципу меню.

Загруженный курс может быть выведен на печать и просмотрен на экране видеотерминала с помощью той же программы.

 

 

III. Этап разработки. Отладка и исполнение курса.

Автоматизированный учебный курс исполняется интерпретатором, который допускает одновременную работу с курсом нескольких обучаемых. Для начала работы с курсом необходимо выполнить процедуру подключения пользователя к системе посредством ввода имени курса и пароля, определяющего режим подключения: авторский или в качестве обучаемого. После подключения пользователь начинает работу с курсом.

Последовательность работы обучаемого с курсом определяется программой курса и может зависеть от ответов обучаемого. Кроме этого в распоряжении пользователя имеется набор директив, с помощью которых можно влиять на порядок работы с курсом, изменять режим работы интерпретатора, отключаться от системы. Так автор может выполнять курс в отладочном режиме, при этом на экран выводится трассировочная информация.

Если при исполнении курса обнаруживаются ошибки, то необходимо вернуться к первому этапу и с помощью текстового редактора внести в исходный файл курса исправления. Затем повторяются этапы 2 и 3. Этот цикл повторяется до полного завершения отладки АУК.

С учетом изложенных методических принципов, учебный материал по теме "Глаголы движения" был определенным образом структурирован - были выделены разделы и подразделы, что позволило улучшить восприятие курса обучаемым, исключить или минимально сократить процесс чтения с экрана монитора больших кусков текста, а также упростить процесс отладки АУК.

Выбор соответствующего раздела и подраздела для изучения осуществляется с помощью системы меню в последовательности, определяемой выбранным режимом обучения и контроля.

Материал, предоставляемый обучающемуся, разбивается на учебные порции (сегменты). Основу сегмента составляет либо подраздел, либо его методически завершенная часть.

Порядок выхода из сегмента определяется выбранным режимом обучения и контроля.

 

С целью максимально реализовать возможности, представляемые современной вычислительной техникой для обучения, учесть особенности и отмеченные методические принципы обучения РКИ были разработаны аппаратура и комплекс программных средств, позволивших создать графический и речевой интерфейсы, функционирующие под управлением АОС.

Графический интерфейс представляет собой комплекс программ для воспроизведения заданных графических образов (статических и динамических).

Существует множество различных систем, позволяющих включать заранее заготовленные изображения (или целые мультфильмы) в разрабатываемые программы в необходимых местах. Это Story Board, Fanta Vision, GRASP, Animator, 3D Studio и другие. Однако, непосредственное использование таких мощных систем для построения АУК затруднительно, так как приводит к избыточному расходованию вычислительных ресурсов и увеличивает сроки проектирования. Ведь создателю программного продукта придется изучать полноценную систему мультипликации даже в том случае, когда для его нужд достаточно простой демонстрации одной-двух картинок, а затем использовать ее или отдельные ее утилиты в АУК.

Разработанный комплекс программ позволяет демонстрировать заранее заготовленные изображения в соответствии с порядком и режимами, задаваемыми в программе-сценарии. Кроме того, с ее помощью можно создавать небольшие мультфильмы, отлаживать их и, предварительно откомпилировав, включать в состав разрабатываемого продукта. Изображения могут храниться в различных графических форматах (PCX, GIF, TIFF). Поэтому для пользователя предоставляется множество возможностей получения графического материала. Изображения могут быть получены с помощью сканеров (как цветных, так и черно-белых), графические экраны реальных программных средств можно сохранить в файле при помощи различных резидентных программ-перехватчиков (PCXGRAB, FRIEZE и др.). Простые изображения можно подготовить с помощью разнообразных графических редакторов (PAINT BRUSH, IMAGE, GIF и др.).

Программный комплекс включает в себя интерпретатор, компилятор, конвертор и библиотеку функций работы с языком сценариев. Разработанный язык сценариев основан на английском языке и максимально приближен к естественному.

В АУК "Глаголы движения" использована следующая технология создания и использования компьютерной графики для целей обучения:

  • создание графических файлов в формате PCX;
  • создание библиотек графических образов;
  • разработка сценария показа графических образов (при этом имеется возможность предлагать различные сценарии в зависимости от тех или иных действий или ответов обучающегося);
  • описание сценария показа на языке сценариев, компиляция и просмотр компьютерного мультфильма;
  • включение отработанного мультфильма в АУК и окончательная отладка анимационной графики в среде АОС.

 

Речевой интерфейс включает аппаратуру, обеспечивающую запись и воспроизведение аудиоинформации, речевой редактор, предназначенный для подготовки речевых и музыкальных фрагментов, систему управления речевой базой данных, резидентный аудио-драйвер, обеспечивающий воспроизведение требуемого сценария звукового сопровождения АУК в фоновом режиме.

Речевой редактор позволяет подготовить:

  • набор линейных фонограмм;
  • набор компрессированных фонограмм;
  • таблицу воспроизведения для аудио-драйвера.

Система управления речевыми базами данных позволяет подготовить набор фонограмм , объединить их в речевую базу данных, иметь текстовое описание фонограмм. С использованием этой системы готовится база данных, которая затем воспроизводится аудио-драйвером в соответствии с разработанным сценарием.

 

В АУК "Глаголы движения" использовалась следующая технология разработки аудиоподдержки курса:

  • разработка сценария аудиоподдержки курса;
  • уточнение сценария с учетом требований, предъявляемых к временным интервалам отдельных фонограмм;
  • создание отдельных фонограмм;
  • создание базы аудиоданных для АУК;
  • программирование сценария с использованием команд управления аудиодрайвером;
  • отладка звукового сопровождения курса;
  • включение фрагментов звукового сопровождения в АУК и окончательная отладка в среде АОС.

 

Как и сценарий показа графических изображений, так и сценарий аудиоподдержки курса учитывает действия обучащегося на том или ином шаге обучения, результаты выполнения им тестовых заданий и т.д.

 

В процессе дальнейшего совершенствования АУК планируется предоставить обучающемуся возможность не только прослушивать готовые звуковые фрагменты, но и записывать, а затем воспроизводить собственную речь. Это позволит в процессе обучения по данной теме закрепить знания по фонетике русской речи.

 

Для организации обучения с использованием АУК "Глаголы движения" необходима ПЭВМ типа IBM PC, укомплектованная средствами мультимедиа.

 

В заключении необходимо отметить, что проработка учебного материала в условиях компьютерного обучения порождает специфические организационные проблемы, как-то: соответствующее техническое оснащение учебных аудиторий, овладение преподавателями и учащимися навыками работы с ПЭВМ, деформация аудиторно-урочной структуры учебного процесса и др. Однако, рассмотренный в рамках данной статьи пример использования компьютерных систем в курсе РКИ наглядно демонстрирует их очевидные преимущества в сравнении с традиционными средствами обучения:

  • возможность решить конкретные методические задачи в более сжатые сроки (интенсификация);
  • учет индивидуальных особенностей обучаемых (индивидуализация);
  • уменьшение затрат людских и материальных ресурсов (эффективность).

ИНТЕЛТЕК ИЗДАТЕЛЬСТВО РАЗНОЕ


© НПЦ "ИНТЕЛТЕК ПЛЮС", 1997-2006, E-mail: publish@inteltec.ru